Костылина привели в дом, когда уговаривали Жилина написать писмо с просьбой о выкупе. Костылин стал рассказывать Жилину, что ружье осеклось, а лошадь стала. На самом деле Костылин не защитил своего товарища и, когда на Жилина напали татары, пустился на утек.
Костылин в плену по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда выкуп придет. Жилин ходил по аулу и искал возможность сбежать, или рукодельничал - плел корзины из прутьев, лепил кукол, ремонтировал часы и пистолеты, даже лечил татар.
Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему хорошую еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей - колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с любопытством, а не враждебно. Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не воюет с детьми.
Первый побег не удался, потому что Костылин все лежал в сарае и ослабел за время плена. Жилину пришлось его нести. Когда он закричал, то татарин услышал и поднял тревогу. У Костылина не было выдержки и мужества.
К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских и Жилина тоже.
Смысл рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной. С осуждением относится он к предательству, которое совершает Костылин. С уважением он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.