- Повесть "Тарас Бульба" имеет большую и сложную творческую историю. Она была впервые напечатана в 1835 году в, сборнике "Миргород", Работе Гоголя над "Тарасом Бульбой" предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать "Описание Украины" Боплана, "Историю о казаках запорожских" Мышецкого, рукописные списки украинских летописей. Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над "Тарасом Бульбой", был еще один, важнейший: народные украинские песни.
1842 году во втором томе своих "Сочинений" Гоголь поместил "Тараса Бульбу" в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 до 1842. Между первой и второй редакциями "Тараса Буль6ы" был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав. Перерабатывая редакцию 1835 года для изданых своих "Сочинений" (1842), Гоголь; внёс в окончательный вариант ряд существенных изменений и значительных дополнений.
Работе Гоголя над "Тарасом Бульбой" предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать "Описание Украины" Боплана. "Историю о казаках запорожских" князя Семёна Ивановича Мышецкого, рукописные списки украинских летописей — Самовидца, Самуила Величко, Григория Грабянки и т. д. помогающими художнику постигнуть дух народной жизин, характеры, психологию людей.
"Песни малороссийские", пишет Гоголь - могут вполне назваться историческими, потому что они не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств... козак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей разryльного пиршества с товарищами...
- 28 нюня 1569 года в Люблине на собрании сейма обсуждался вопрос о "раеноправном" объединении трех народов. Спустя два дня была провозглашена так назыеаемая пюблинская уния, утвердившая объединение Польши, Литвы и Украины в единое государство, с единым сенатом, войгском и казной. Форгмльное "равноправие", положенное в основу унии, означало на самом деле для Украины, как и для литвы, полное лишение национальной независииости и подчинение шляхетской Польше.
- Решение ряда епископов православной западнорусской киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилои Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянской языке. Акт о присоединении к Рииско-католической церкви был подписан е Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатскои соборе в бресте.
- Украина была потрясена народными воостанияии под руководством Косинского, Лободы, Наливайко. а в первую половину ХVII столетия - воостанияии под предводительством Жмайло. Тараса Трясило, Сулимы, Павлюка Гуни и остряницы. Наконец в 1618 г. последовало грандиозное выступление Барана хиальницкого. в котором крестьянство Украины. Наряду с казачеством, приняло самое активное участние. Это восстание превратилось в настоящую освободительную войну украинского крестьянства против польских планов. В результате этого востания шляхетская Польша потеряла в 1654г Левобережную Украины, обратившуюся за помощью за помощья к Москве. Воссоединение Украинского народа с русским сыграло уже тогда безусловно положительную роль.
- По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т.наз. хортицкий замок, прототип Запорожской Сечи) — была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года.
- Считается, что происхождение слова "Сечь" - славянское. Это производное от "сеча" - сражение, битва на мечах. Значение слова "сечь" для украинских казаков было неразрывно связано с их Крепостью на острове Хортица и в других местах. Оно стало синонимом дома.
- Запорожская Сечь это военизированная организация с четкой иерархией власти. Несмотря на то, что каждый казак был свободен, социальные различия все же имелись. Богатой старшине подчинялась масса бедных сечевиков. Между этими классовыми группами была прослойка мелких собственников - средний класс. Из среды богатого казачества всеобщим голосованнем избиралась верхушка, которая сосредотачивала в своих руках административную власть. Она руководила войском и контролировала финансы, а также представляла Сечь в дипломатических отношениях. Сечевое общество делилось на курени. Высший органом власти была Казацкая Рада, на которой решались наиболее важные вопросы.
- После русско-турецких войн ХVIII столетия, в которых казаки тоже принимали участие на стороне России, был присоединен Крым и отвоевано черноморское побережье. Непосредственная угроза со стороны турок и татар для империи исчезла. В тот же период произошло опустошительное восстание Пугачева, которое сильно напугало Екатерину Вторую. Потерявшая свое геополитическое значение Запорожская Сечь с её вольницей была для правительницы потенциальным источником опасности. Именно эти причины и привели к ее ликвидации. После взятия крепости на Хортице большая часть казаков была переселена на Кубань н Дон.
- По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманои Иваном Серко "со всем кошем Запорожским" в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухамеда) IV. Оригинал пнсьма не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославскии этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в ХVIII веке. Он передал её известному историку Дмитрию Яворницкоьгу, который однажды зачитал её, как курьёз своим гостям, среди которых был в частности Илья Репин. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию зтюдов.
- Среди моделей, позировавших Репину для картины были многие известные личности. 8 частности для центральных персонажей художник выбрал историка Дмитрия Яворницкого - писарем, а атаманом Сирко - " самого киевского генерал-ryбернатора Михаила Драгомирова. Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Репин подарил его Яворницкому. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году.