Назовём несколько основных критериев, которые влияют на оплату труда:
Количество и качество
Самый простой и понятный критерий. Получает больше тот, кто сделал качественнее и больший объём (токарь выточил за смену деталей выше нормы и без брака, менеджер по продажам заключил больше сделок на большую сумму).
Образование
В оплату труда закладывается также стоимость образования и количество времени, которое было на него потрачено. Медсестра после 3-4 лет обучения в медколледже получает меньше, чем врач после 6 лет мединститута, есть профессии, которые не требуют специальной подготовки, они обычно оплачиваются ниже (дворники, мастера чистоты, грузчики)
Опыт и репутация
В одной и той же профессии на большую зарплату рассчитывает более опытный, знающий работник, в некоторых сферах не меньшее значение имеет и репутация: врач, о котором хорошо отзываются пациенты, или парикмахер, к которому стоит длинная очередь, имеют заработок значительно выше среднего. Часто репутацию заменяет грамотная реклама.
Кроме того, на оплату труда влияют:
- конкуренция на рынке труда (чем меньше специалистов в той или иной области, тем больше им готовы платить) ;
- ориентация на личность клиента (швея, которая работает на фабрике и выполняет типовую работу получает меньше, чем швея в ателье, которая учитывает пожелания каждого отдельного клиента. То же касается воспитателей, работающих в детском саду и в семье, водителей автобуса и такси, и т.д.);
- степень ответственности и опасности профессии (чем больше ответственность, тем выше зарплата, соответственно, больше остальных получают руководители, врачи, пилоты самолётов, военные, полицейские, бизнесмены и т.д.) ;
- особенности работодателя (на государственных предприятиях обычно оплата труда ниже, чем в частных фирмах);
- мода на профессии , т.н. «престижность» (специалистам в тех областях, которые появились сравнительно недавно, обычно платят больше. Так, в 1990-е гг. с появлением свободного рынка стали очень востребованы экономисты и юристы, в 2000-е гг. программисты и системные администраторы).