В 1859 году (в мае) Дружинин, литературный критик и новатор того времени приступает к анализированию творения Гончарова «Обломов». Он воспринимает обломовщину, как явление современного общества с его подробными и конкретными образами. Обломов понятен ему, как психотип человека и определённо симпатичен. Дружинин восхищён мастерством Гончарова, который так глубоко и детально рассмотрел «обломовщину» не только как простой негатив. Над обломовщиной хочется посмеяться, и смех этот добрый, так как жертвы обломовщины - поэтичны и светлы, хотя и критикуемы читателем, да и самим писателем. Дружинин понимает, что задачей автора не являлось выделить или обозначить Обломова, как бесполезного звена для общества. Критик считает обломовщину не социальном злом, а как особенность человеческой натуры. Обломовщина принадлежит не только России, и когда позже роман будет переведён на разные языки, он будет понятен всеми. Критик полностью уверен, что обломовщина не порок, если, конечно, происходит не от гнилости натуры, а из-за незрелости и беспомощности перед практической повседневностью. Обломов понятен нам и близок, потому что он человек нашего края и нашего времени. Имея инфантильный, как у ребёнка характер, но способный, если необходимо, на истинные поступки любви и милосердия.